В преддверии великого праздника – Дня Победы в Великой Отечественной войне - учителя русского языка и литературы ведут большую воспитательную работу среди учащихся. Они проводят серию уроков внеклассного чтения, на которых воспитанники обсуждают произведения о Великой Отечественной войне. Такие уроки – уроки воспитания сознательной любви к родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в эти страшные годы. Учителя-словесники активно включились в работу по подготовке своих воспитанников к республиканскому конкурсу творческих работ, посвященном 65-летию великой Победы. Учащиеся 5-10 классов пишут сочинения, эссе, дневниковые записи, письма… Лучшие работы будут представлены на районный конкурс, который проходит с 1 апреля по 16 апреля этого года.
Учительница Пименова Н.Г. провела урок внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева «Тоска по вальсу» с учащимися 9а класса. Урок прошел на высоком уровне. Учащиеся на уроке ознакомились с жизнью писателя. Посмотрели презентацию ученика, которую подготовил к уроку. Ученики отметили, что В.П.Астафьев – совесть нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жестокая требовательность прежде всего к самому себе – лишь некоторые черты его неординарной личности. Учащиеся с болью прочли рассказ «Тоска по вальсу», который оставил в сердцах учеников глубокий след. Дети пришли к мнению, что война – это страшное на земле. Война уносит жизни, калечит людей. Война – это несбывшиеся мечты. Астафьева не оставляла война, она тревожит память. Рассказ показывает, что солдат-инвалид прожил свою жизнь, но до последней минуты он твердил: «Тоска! Тоска тут, тоска…»
На одном уроке внеклассного чтения учащиеся 6в класса стали свидетелями событий повести В.Закруткина «Матерь человеческая». Дети ознакомились с фрагментом повести. Учащиеся попали в мир творчества писателя, вместе с героями переживали и плакали. Презентация помогла детям лучше воспринимать произведение. Дети в конце урока пришли к мнению, что главная героиня Мария должна была совершить страшное - убить человека. Но это противостоит назначению матери на земле. Мать дает жизнь, а не уничтожает. Пусть этот немецкий солдат – враг, но материнская любовь к ребенку высока. Этот мальчишка не мог быть убийцей. Она вовремя поняла и поборола это жестокое желание мщения. Именно святое слово «мама» спасло немецкого мальчика. В последние минуты их встречи он произносит слово «МАМА». Как он надеется, что именно она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть.
Учащиеся дома выполнили творческие работы. Они охарактеризовали главную героиню повести. Моисеева Анастасия написала:
«На уроке внеклассного чтения мы прочли фрагмент из повести «Матерь человеческая» В.Закруткина, который нам очень понравился. Повесть читается легко, но без слез, я думаю, ее нельзя прочитать. Мне хочется поделиться мыслями о главной героине Марии. Она мать сына, которого повесили фашисты. Ей тяжело… Но она мужественна. Мария мне запомнилась доброй, заботливой, отзывчивой, понимающей, сильной. Доброй, потому что она пожалела бедного немца. Заботливой, потому что она заботилась о немецком мальчике, ухаживала за ним, накормила его. Понимающей, потому что она поняла немца и в душе посочувствовала ему. Сильной, потому что она нашла силы жить дальше после смерти двух ее самых близких людей. Она имела качества русской доброй женщины: честность, достоинство, доброту, благородство и любовь.
Я восхищаюсь Марией. Она нашла в себе силы простить бедного Вернера Брахта. Закрыты последние страницы фрагмента этой замечательной повести. Перед моими глазами невысокая, кареглазая, добрая, мужественная, сильная Мария. Она учит меня быть доброй, заботливой, сильной, мужественной и уметь прощать».
Такие уроки воспитывают у учащихся любовь к человеку, к Родине.