УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Изучение базовых тем по
финансовой грамотности в начальной, основной и
средней школе формирует навыки освоения обучающимися компетенций финансовой
грамотности, являющихся составной частью функциональной грамотности, на
формирование которой нацелена реализация ФГОС НОО, ООО и СОО.
Начальное общее образование.
В начальной школе элементы финансовой
грамотности введены в такие предметы, как «Математика» и «Окружающий мир».
Математика (п 43.4 пп.7) -
использование начальных математических знаний в повседневных ситуациях для
описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их
количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и
семейных финансов.
Окружающий мир (п 43.5 пп.9) -
формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения
правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о
небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми
вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного поведения при
использовании личных финансов.
Основное общее образование.
Основной посыл обновленных ФГОС общего
образования – ориентир на применение в практической жизни, в собственном
поведении личности:
– выстраивание личного финансового
поведения;
– освоение моделей рационального
финансового поведения
– выстраивание поведения в типичных
жизненных ситуациях, связанных с финансовыми вопросами;
– учет возможных альтернатив при принятии
решения.
В соответствии с требованиями обновленного ФГОС ООО финансовая грамотность включена в предметные результаты общеобразовательных предметов: «Математика» (включая учебные курсы Алгебра, Геометрия, Вероятность и статистика) , «Информатика», «Обществознание», «География».
Математика ((включая учебные курсы Алгебра, Геометрия, Вероятность и статистика) на базовом и углубленном
уровнях (п 45.5.1 пп.8; п 45.5.2 пп.12) - умение решать задачи разных типов (в
том числе на проценты, доли и части, цену товаров и стоимость покупок и услуг,
налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами).
Информатика на базовом и
углубленном уровнях (п 45.5.3 пп.12; п 45.5.4 пп.15) - умение распознавать
попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и
криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).
Обществознание:
п 45.6.2 пп.1 - освоение и применение
системы знаний…о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения, включая правовые нормы…(в том числе нормы… трудового права,
основы налогового законодательства); о процессах и явлениях в экономической (в
области макро- и микроэкономики)…сфере жизни общества, об основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной 6 государственной
бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики;
п 45.6.2 пп.9 - умение решать в рамках
изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные
социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе
процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
п 45.6.2 пп. 13 - умение оценивать
собственные поступки и поведение других людей с точки зрения экономической
рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами и
предпринимательской деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых
мошенничеств, применения недобросовестных практик) приобретение опыта
использования полученных знаний;
п 45.6.2 пп. 14 - приобретение опыта
использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе)
деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и
осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления
домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
п 45.6.2 пп. 15 - приобретение опыта самостоятельного
заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших документов
(заявления, обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана,
резюме);
п 45.6.2 пп. 7 - умение использовать
полученные знания для объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов
социальной действительности, в том числе необходимости правомерного налогового
поведения, противодействия коррупции.
География - умение решать
практические задачи…в сфере экономической географии для определения качества жизни
человека, семьи и финансового благополучия
Среднее общее образование.
Предметные области по финансовой грамотности включены в предметах: «Экономика» (11 класс), «Математика» (включая курсы «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика»), «Информатика», «Обществознание», «История», «ОБЖ».
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Стартовала осенняя сессия онлайн уроков по
финансовой грамотности Банка России (далее – Онлайн-уроки).
Онлайн-уроки пройдут с 19 сентября по 15
декабря 2023 года. Расписание, спецификации занятий, информация об экспертах,
инструкции для подключения и иные методические материалы размещены на
сайте https://dni-fg.ru.
Онлайн-уроки разработаны для школьников
6-11 классов и студентов техникумов и колледжей и посвящены грамотному
распоряжению личными финансами, страхованию, налогам, будущей пенсии,
финансовой безопасности и другим актуальным темам. Возможно индивидуальное и
групповое подключение.
Для получения сертификата участника
онлайн-уроков, необходимо после его проведения направить форму отзыва
организаторам в формате xls. Напоминаем, что продолжительность онлайн-уроков 45
минут. Подробная информация на странице помощи участникам: https://dni-fg.ru/help.
Закрепить материал, изученный на занятиях по финансовой грамотности, организовать внеурочную деятельность, а также разнообразить учебный процесс можно с помощью игр по финансовой грамотности. Готовые комплекты игр и дополнительные материалы доступны по ссылке: https://doligra.ru.